1. Харизма, согласно Библии, обозначает девять особых даров Святого Духа – третей ипостаси Троицы, - излитый им на апостолов на празднике пятидесятницы (1 Кор.12:8-10). Ортодоксальные христианские церкви считают, что дары Святого Духа были продемонстрированы лишь однажды, “для подтверждения непорочности Евангелия”, чтобы они уверовали в него. “Мы – соль земли. Мы названы Богом царством священников. Нам дана власть как царственному священству… Он передал нам свою власть, чтобы помогали ему в управлении землей. Мы также имеем духовное понимание, которое намного превосходит наше естественное понимание”, - утверждают идеологи харизматов (1,69).

“Харизма” – дар божий. Стремление войти в экстатическое состояние, “получить дары”, благодать, глоссолалии (говорение на языках).
2. Учение о крещении Святым Духом. Один из авторов пишет: “Внешне невидимое, но совершенно реальное, присутствие и сила святого Духа сходит свыше на верующего и полностью окружает, обволакивает и окунает его. Верующий, подобно тому, кто пьет, принимает присутствие и силу Святого духа внутрь себя” (2; 214). Таким образом, верующий, благодаря церкви (общине) получивший посвящение свыше, может самостоятельно или коллективно стать обладателем духовных даров. Обоснование этому харизматы находят в Деяниях апостолов (2;.2-4, 10;44-46, 19;6). На этом основана их уверенность, что получившие крещение свыше получают силу для эффективного свидетельства и служения. Здесь исток их чувства превосходства над другими христианами, а тем более над не знающими Святого Духа атеистами. Себя же они воспринимают как “сосуд”, исполненный Святым Духом. Благодаря крещению Святым Духом харизмат вошел в новую сверхъестественную жизнь. Сверхъестественное стало естественным. Все переживания первых христиан были сверхъестественными. Ортодоксальные христиане являются “плотскими”, или “младенцами во Христе”, но каждый из них может исполниться Духом.
3. Харизматы считают, что харизму может получить каждый христианин при общении со Святым Духом. Получение святых даров апостолами – лишь свидетельство тому, что истинно верующий может достичь таких же результатов. Потенциально такую возможность имеет каждый, кто принял крещение, но большинство об этом, во-первых, не знают, а во-вторых, не умеют наладить связь со Святым Духом, т.е. не умеют по-настоящему молиться. Поэтому молитвенная практика, овладение этой “особой” молитвой занимает важнейшее место во всей религиозной жизни харизматов.

Девять даров Святого Духа классифицируются обычно по тройственному принципу:
- дары откровения: мудрость, знание, умение различать духов;
- дары силы: вера, чудотворение, исцеление;
- дары речи: пророчество, говорение на иных языках (глоссолалия), толкование
Последняя группа даров считается наиболее доступная и распространенная. “Принятие Святого Духа или крещение святым Духом”, а также говорение на языках – свидетельство “богоизбранности”.
Некоторые из идеологов харизматов пишут о даре воскрешения из мертвых, в случае если действуют три дара вместе – дар веры, чудотворение и дары исцелений. Так, “по свидетельству некоего Альберта Хибберта во время служения некоего Смита Виггльзворта воскресло четырнадцать человек” (3, 78).
4. Учение о важнейшем из даров – “говорении на языках”. Многие верующие знают Библию, но они могут ни проникать вглубь учения. Знающий Библию может толковать по-своему, по-человечьи, говорящий на языках – получает возможность Библейского свидетельства. Поэтому говорение на языках – дверь во все остальные духовные дары. И это зависимость прямо пропорциональна: чем меньше я говорю на языках, тем меньше у меня проявлений (3, 13). Многие украли у себя то, благословение, которое Бог приготовил для них, поверив, что говорение на языках – не для всех, или что это меньший дар. (3, 15). Поскольку человеческое понимание несовершенно, нужно, чтобы Истина была дарована сверху. Только исполненный Духом говорит на языках. При этом способность получать дары не зависят от святости. Можно быть святым без силы, а можно иметь силу и не быть святым. Таким образом, важны не образ жизни, а практика получения даров, Другими словами, человек далекий от святости вполне может стать “силовой станцией Бога” (3, 20).
5. Учение о сверхъестественном подтверждении. Опираясь на слова Евангелия от Марка (Марк 16; 15, 17-18), харизматы утверждают, что именем Божьим им дано изгонять бесов, совершать чудеса, брать в руки змей, исцелять больных, принимать смертоносное и оставаться в живых и т.д. Эти качества присущи не только апостолам, но всем уверовавшим. Они утверждают, что даже Христос до крещения его Иоанном Крестителем не совершал чудеса.
6. Учение о “возложении рук” для нисхождения Святого Духа опирается как на Библейский текст, так и на практику пятидесятников начала ХХ века. На голову Христа возлагал руки при его крещении Иоанн Креститель, Христос, совершая чудеса, исцеляя, также возлагал руки на голову. То же самое совершали апостолы.
“Чрез возложение рук Апостольских подается Дух Святой” (Деяния 8; 14-20,). В этом месте Писания усматривается доказательство наличия у апостолов такого мощного проявления сверхъестественной силы, что даже Симон, который был профессиональным колдуном, был готов заплатить за передачу ему их дара через возложение рук получать связь со Святым Духом. К тому же апостол Павел был обращен возложением рук (Деяния 9; 17-18), и сам он обращал других таким же образом.
Прием возложения рук считается одним из важнейших открытий харизматических общин и главным их преимуществом перед остальными христианами.
7. Учение о прославлении Бога. Крещение Святым Духом воспринимается как “письмо” лично от Христа. Харизматы считают себя богоизбранными, истинной церковью Христовой, “солью земли”. В знак благодарности они считают необходимым прославление бога в максимально активной, современной и даже экзотической форме: Христу посвящаются гимны, молитвы, призывы, песни, стихи создаются музыкальные и танцевальные композиции. Авторами их, как правило. выступают руководители или члены общины, обладающие соответствующими способностями. Поэтому часто в общинах функционируют ансамбли, хоры, танцевальные группы, другие самодеятельные коллективы. Их выступления на воскресных молитвенных собраниях создают атмосферу праздничности.
8. Идеологи харизматов вводят иерархию в структуру Троицы. Так один из них пишет “Отец облекает Сына всей своей властью и славой; Сын в свою очередь назначает Духа святого как своего представителя для того, чтобы открывать и истолковывать Церкви все то, что он принес от Отца. У Христа имеется один и только один личный и полномочный представитель на земле – Дух Святой” (2, 296). С небес на землю спускается иерархическая лестница: Бог-Отец – Сын – Дух, который и приносит истинно верующим свои дары. Именно такая система обосновывает богоизбранность и человекобожие харизматов. Довольно часто идеологи харизматов описывают общение между тремя ипостасями Бога как взаимодействие между самостоятельными сущностями.
9-10-11. Учение об апостольской церкви, учение об общине как коллективном носителе харизмы и учение о возвращении к истокам раннего христианства связаны самым непосредственным образом. Поскольку церкви как иерархической организационной структуры и ранних христиан не было, и все члены общины активно принимали участия в служении, что способствовало нисхождению Святого Духа, то, как считают харизматы, дары святого Духа даются не отдельным верующим, но собранию в целом. И употребляются они не просто для личного употребления или удовольствия отдельного верующего, но для преображения жизни всего собрания. Следовательно, необходимо, чтобы обитающий внутри верующих Святой Дух проявлялся открыто, публично, сверхъестественно. Неспособность получить дара в молитвенном собрании истолковываются как невежество, небрежность, или неверие, отсутствие стремления к полноте воплощения воли Божией. В отличие от традиционных христианских церквей, где активными во время служения являются несколько личностей, основная же масса остается пассивной, практика харизматов построена на активности всей массы верующих. Теоретики богословов даже утверждают, что среди профессиональных служителей культа так много страдает от умственных и нервных кризисов потому, что они берут на себя всю инициативу. Когда все члены оснащены для индивидуального служения, то вся церковь в целом может совместно исполнить роль тела Христова (2, 341).
Кроме того, к особенностям вероучения следует отнести:
12. Учение о “малых богах”, о власти верующего над природой, которую они получают от самого Христа. Харизма распределяется неравномерно, а согласно табели о рангах – прежде всего на пастора, потом на его помощников, а затем уже и на рядовых верующих.

13. “Теология процветания”: человек обязан быть здоровым, процветающим, счастливым. Благодать, полученная от бога и нисходящая на сообщество во время молитвенных собраний, используется для чудесных исцелений, пророчеств, исполнения желаний, увеличения материального богатства, устранения конкурентов.

14. “Требовательная молитва”. “Здесь и сейчас”, “назови, потребуй, получай” - вера в то, что с помощью требовательной молитвы можно заставить Бога выполнить любую свою просьбу.

15. “Патернализм”, “Теократия” - признание беспрекословной власти пастора, его полномочий контролировать жизнь не только церковную, но и внецерковную, полномочий пастора наказывать за провинности, признание его в качестве высшей и самой авторитетной инстанции.

16. “Торонтское благословение”, “святой смех”, “божественная радость” - доведение себя до экстатического состояния, в котором человек не может остановить смех, ведет себя как одержимый.
Таким образом, важнейшими положениями догматики харизматов являются:
1. Учение о харизме – Богоизбранности.
2. Учение о крещении Святым Духом.
3. Учение о получении девяти даров Святого Духа.
4. Учение о важнейшем из даров – “говорении на языках”.
5. Учение о сверхъестественном подтверждении.
6. Учение о “возложении рук” для нисхождения Святого Духа.
7. Учение о прославлении Бога.
8. Учение об иерархичности Троицы.
9. Учение об апостольской церкви.
10.Учение об общине как коллективном носителе харизмы.
11.Учение о возвращении к истокам раннего христианства.
12.Учение о “малых богах”.
13.“Теология процветания”.
14.“Требовательная молитва”.
15.“Патернализм”, “Теократия”.
16.“Торонтское благословение”.
Харизматы не имеют единого вероучительного источника, единого авторитета или катехизиса, в котором их учение было бы изложено в стройной и компактной форме. Часто можно слышать, что особой доктрины у них быть не может, потому что все, во что они верят, опирается на тексты Библии. Их вероучение опирается на Священный текст:
- Деяния апостолов ( 2:2-4, 8:14-20, 9:17-18, 10:44-46, 11:15-17);
- 1 послание к коринфянам апостола Павла (12:7-13, 12:27-28);
- Евангелие от Матфея (3:11);
- Евангелие от Иоанна (20:22);
“Мы – Церковь Полного Евангелия”, - иногда можно услышать в кругах харизматов, хотя толком никто не может объяснить, что это значит. Теологическая доктрина “Полного Евангелия” требует, чтобы каждый верующий в своей жизни в определенной мере повторил жизнь сына божьего. Все то, что испытал Христос, должно повториться в опыте души, в жизни каждого истинно верующего христианина. Доктрина “Полного Евангелия” включает четыре основных положения:
- рождение свыше;
- крещение духом святым;
- исцеление верой (с наложением рук);
- дотысячелетний приход Христа.